Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Общая характеристика птиц

Особенности внешнего строения и опорно-двигательного аппарата птиц в связи с приспособленностью к полёту.

Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;

развивать навыки самостоятельного изучения и анализа учебного материала;

продолжить формирование умений сравнивать животных между собой и делать выводы, развивать интерес учащихся к изучению птиц.

Оборудование: скелет птицы, таблица «Тип Хордовые. Класс Птицы», наборы перьев, инструктивные карточки с заданиями и строением скелета

Ход урока

I.         Организационный момент.

Фронтальный опрос:

1) Какой класс мы будем сегодня изучать?

2) Как называется наука, изучающая птиц?

3) Каких птиц вы встречаете зимой в городе?

1.      Изучение нового материала:

1. Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой животных. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Число современных видов амфибий равно 2000 видам, рептилий — 6000.

Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать.

Чем отличаются птицы по внешнему строению от пресмыкающихся?

2. Работа с флешресурсом 1

3. Как передвигаются птицы?

Птицу не спутаешь ни с каким другим позвоночным животным.  Это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет в воздухе с помощью крыльев и передвижение по земле, по деревьям и воде с помощью задних конечностей. Полет птиц – очень экономичен и маневренен (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км!).

 

Проблемные вопросы: 1. В чём связь между строением скелета птицы и полётом?

2.Почему птицы могут летать, а другие животные нет?

3.Почему птица, сидя на ветке не падает?

 

4. Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, повадок птицы имеют сходные черты внешнего строения. Какие признаки сходства можно отметить в их строении?

Работа с флешресурсом 2. Внешнее строение птиц на примере сизого голубя.

5. Работа с флешресурсом 3 Покровы птиц.

Виды перьев, их функции. Строение пера.

   У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие маховые перья. (Демонстрируются перья) Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которые образованы густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

   Контурные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

   Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

  Изношенные перья постепенно выпадают, заменяются новыми. Кожа сухая, железы отсутствуют, кроме копчиковой. Из нее (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и растирает их по перьям. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

 

6. Работа с флешресурсом 4 Опорно-двигательная система птиц.

7. Беседа «Особенности строения скелета птицы»

8. Вывод: Особенности строения опорно-двигательной системы, связанные с полётом:

1. Редукция зубов.

2. Передние конечности птиц видоизменены в крылья.

3. Есть киль, вырост грудины, на который крепятся большие грудные мышцы, поднимающие крылья.

4. Пневмотичность костей (большинство костей птиц внутри полые).

5.Пояс задних конечностей, срастаясь в одно целое с поясничным и крестцовым отделами позвоночника, образует прочный лёгкий сложный крестец.

6. Срастание костей кисти.

7. Несколько мелких костей ступни срослись в одну кость – цевку.

 

8. Закрепление

Домашнее задание: повторить §47-48

 

Ответьте на вопросы теста:

1.Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как

а) состоят из ствола и опахала

б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью

в) воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью

г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.

2.У птиц, в отличие от пресмыкающихся, есть

а) хвост     б) шея    в) крылья      г) когти

3.Обтекаемая форма тела птиц – это приспособление к:

а) полёту б) защите от хищников в) размножению г) поиску корма

4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с

а)пресмыкающимися      б)земноводными    в)млекопитающими    г)кольчатыми червями

5. У птиц не является приспособлением к полёту:

а)обтекаемая форма тела     б)крылья    в)когти    г)образование цевки

Ответы: 1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-в

 

  1. Назовите части тела птицы.

  1. Распределите цифры, соответствующие названиям отделов и частей скелета птицы.

Названия частей скелета

Отделы скелета

1-череп , 2-шея , 3-киль, 4-коракоид, 5-предплечье, 6- плечо, 7 –таз, 8-бедро, 9-голень, 10 – цевка, 11 –стопа, 12 –грудина, 13 –ключица; 14 кисть

А Осевой скелет

Б Скелет передней конечности

В. Пояс передней конечности

Г Скелет задней конечности

Д пояс задней конечности

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники

  1. Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д. И. Трайтак, С.В. Суматохин -5-е изд., стер. – М.: Мнемозина,2011-272с..
  2. Биология. 7-8 клласс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А. И.., Шаровой И.Х., Латюшина В.В., Шапкина В.А. Константинова В.М. и др./О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова – М.: ВАКО, 2004.-432с.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Птицы
  4. Рисунки http://go.mail.ru/search_images
  5. florofauna.ru/birds/birds.php
  6. Конспект урока «Внешнее строение птиц» Острековой Марины Владимировны http://www.uroki.net/docxim/docxim47.htm
  7. Конспект урока учителя Севостьяновой Татьяны Васильевны.