Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Системы органов птиц

Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование: таблица «Класс Птицы. Голубь»; таблица рельефная «Внутреннее строение птицы»; макет головного мозга позвоночных животных; табл. «Основные классы позвоночных животных».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос с элементами беседы.

  1. Дайте определение классу изучаемых животных.
  2. Назовите части тела птицы
  3. Назовите основные отделы скелета птицы.
  4. Какие черты в его строении свидетельствуют о приспособленности к полету?
  5. Какие кости его образуют пояс передних конечностей птицы?
  6. К чему прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло птицы?
  7. Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья меньших размеров. Почему не наоборот?
  8. Когда птица садится на ветку дерева, то ее пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем взлететь с ветки? Почему?

2. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:

1.         Перо — это видоизмененная чешуя — состоит из ... вещества.

2.         Контурное перо состоит из твердого... и расположенного по бокам ....

3.         У большинства птиц грудина имеет высокий гребень — ....

4.         Прочную опору для крыльев создает....

5.    Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других наземных позвоночных...,...,

6.       Цевка — это часть....

 

III. Изучение новой темы

Системы внутренних органов птиц также имеют черты приспособленности к полету. Какие? Вам предстоит это выяснить в ходе работы с ресурсами образовательного портала.

ПРИЗНАК

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Скелет

Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мышцы

Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).

Пищеварительная система

Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Дыхательная система

Усложнение: появление ( вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система

4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Нервная система

Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.

Органы выделения

Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).

 

 

Работа с флешресурсом 1 Дыхание и дыхательная система.

Расскажите об особенностях строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом.

 

Работа с флешресурсом 2 Дыхание птиц.

Расскажите о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе.

 

Работа с флешресурсом 3. Кровеносная система.

Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы.

  1. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных?
  2. Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися?

 

Работа с флешресурсом 4 Пищеварительная система.

План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Какие?

 

Работа с флешресурсом 5. Круги кровообращения. Строение сердца птиц.

  1. Как устроено сердце птицы?
  2. Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц?
  3. Какая кровь в правой и левой половиной сердца?
  4. Дайте характеристику кругам кровообращения. Какая кровь поступает к органам тела? В легкие?
  5. Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?

 

Работа с флешресурсом 6. Двойное дыхание птиц.

  1. Как дышат птицы во время покоя? При полете?
  2. Что такое двойное дыхание?
  3. Каково его значение?

 

Беседа «Органы выделения птиц. Половые органы птиц. Черты приспособленности к полету.

Нервная система птиц, органы чувств.

Рассмотрите рис. 80-81 с.200-201. Охарактеризуйте части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися?

Отдел мозга

Пресмыкающиеся

Птицы

Обонятельные доли

Запах воспринимают с помощью ноздрей и языка

Развиты слабо (кроме киви и падальщиков)

Передний мозг

 

 

Мозжечок

 

 

Средний мозг

Недостаточно развит

Хорошо развиты зрительные бугры, совершенное зрение.

 

 

Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц связаны с приспособлением к полету.

 

IV. Закрепление

Итоговое тестирование. Пройдите итоговое тестирование.

Домашнее задание

§ 49 , подготовить «Система органов размножения».

Индивидуальное задание: сообщение «От яйцеклетки до яйца»

 

Информационные источники.

  1. Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д. И. Трайтак, С.В. Суматохин -5-е изд., стер. – М.: Мнемозина,2011-272с..
  2. ЭОР «Живой урок»;
  3. Биология. 7-8 клласс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А. И.., Шаровой И.Х., Латюшина В.В., Шапкина В.А. Константинова В.М. и др./О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова – М.: ВАКО, 2004.-432с.;
  4. http://zooschool.ru/birds/str/5.shtml;