Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Оборудование: таблица «Класс Птицы. Голубь»; таблица рельефная «Внутреннее строение птицы»; макет головного мозга позвоночных животных; табл. «Основные классы позвоночных животных».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос с элементами беседы.
- Дайте определение классу изучаемых животных.
- Назовите части тела птицы
- Назовите основные отделы скелета птицы.
- Какие черты в его строении свидетельствуют о приспособленности к полету?
- Какие кости его образуют пояс передних конечностей птицы?
- К чему прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло птицы?
- Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья меньших размеров. Почему не наоборот?
- Когда птица садится на ветку дерева, то ее пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем взлететь с ветки? Почему?
2. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:
1. Перо — это видоизмененная чешуя — состоит из ... вещества.
2. Контурное перо состоит из твердого... и расположенного по бокам ....
3. У большинства птиц грудина имеет высокий гребень — ....
4. Прочную опору для крыльев создает....
5. Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других наземных позвоночных...,...,
6. Цевка — это часть....
III. Изучение новой темы
Системы внутренних органов птиц также имеют черты приспособленности к полету. Какие? Вам предстоит это выяснить в ходе работы с ресурсами образовательного портала.
ПРИЗНАК |
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ |
Внешнее строение |
Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея. |
Скелет |
Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей. |
Мышцы |
Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела). |
Пищеварительная система |
Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется. |
Дыхательная система |
Усложнение: появление ( вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе. |
Кровеносная система |
4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца. |
Нервная система |
Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение. |
Органы выделения |
Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды). |
Работа с флешресурсом 1 Дыхание и дыхательная система.
Расскажите об особенностях строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом.
Работа с флешресурсом 2 Дыхание птиц.
Расскажите о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе.
Работа с флешресурсом 3. Кровеносная система.
Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы.
- Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных?
- Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися?
Работа с флешресурсом 4 Пищеварительная система.
План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Какие?
Работа с флешресурсом 5. Круги кровообращения. Строение сердца птиц.
- Как устроено сердце птицы?
- Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц?
- Какая кровь в правой и левой половиной сердца?
- Дайте характеристику кругам кровообращения. Какая кровь поступает к органам тела? В легкие?
- Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?
Работа с флешресурсом 6. Двойное дыхание птиц.
- Как дышат птицы во время покоя? При полете?
- Что такое двойное дыхание?
- Каково его значение?
Беседа «Органы выделения птиц. Половые органы птиц. Черты приспособленности к полету.
Нервная система птиц, органы чувств.
Рассмотрите рис. 80-81 с.200-201. Охарактеризуйте части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися?
Отдел мозга |
Пресмыкающиеся |
Птицы |
Обонятельные доли |
Запах воспринимают с помощью ноздрей и языка |
Развиты слабо (кроме киви и падальщиков) |
Передний мозг |
|
|
Мозжечок |
|
|
Средний мозг |
Недостаточно развит |
Хорошо развиты зрительные бугры, совершенное зрение. |
Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц связаны с приспособлением к полету.
IV. Закрепление
Итоговое тестирование. Пройдите итоговое тестирование.
Домашнее задание
§ 49 , подготовить «Система органов размножения».
Индивидуальное задание: сообщение «От яйцеклетки до яйца»
Информационные источники.
- Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д. И. Трайтак, С.В. Суматохин -5-е изд., стер. – М.: Мнемозина,2011-272с..
- ЭОР «Живой урок»;
- Биология. 7-8 клласс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А. И.., Шаровой И.Х., Латюшина В.В., Шапкина В.А. Константинова В.М. и др./О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова – М.: ВАКО, 2004.-432с.;
- http://zooschool.ru/birds/str/5.shtml;