Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урока

«Класс Пресмыкающиеся или Рептилии: общая характеристика.

Среда обитания, внешнее строение и скелет».

Александрова Н.В., учитель биологии МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» города Тамбова

Презентация к уроку

Задачи:

  • познакомить учащихся с общей характеристикой пресмыкающихся, особенностями их внешнего строения, связанными с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными;
  • продолжить формирование умения характеризовать класс живых организмов; анализировать учебный текст, распознавать виды пресмыкающихся на таблицах; рисунках, сравнивать их между собой и земноводными;
  • развивать интерес к изучению и охране данной группы хордовых животных Тамбовской области.

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», презентация «Рептилии», выползок ужа.

Ход урока

I.         Организационный момент

II.        Активизация опорных знаний.

Слайд №1

  1. Какая группа беспозвоночных животных в процессе эволюции приобрела признаки, позволившие ей выжить в наземных условиях?
  2. Какие животные относятся к группе анамний?
  3. Какие животные относятся к группе амниот?

   Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я взяла слова поэта Н. Рыленкова: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней…». Сегодня мы постараемся разгадать несколько природных тайн, связанных с жизнью удивительных животных, которые у множества людей вызывают ужас, потому что знают они о них очень мало. Предположите, пожалуйста, о какой группе организмов пойдет речь на сегодняшнем уроке. Слайд №2

 

III. Изучение новой темы.

  Первыми настоящими наземными существами стали пресмыкающиеся или рептилии. Они смогли жить в сухих местах и даже для размножения не возвращались в воду. Слайд №3 «Пресмыкающиеся».

План урока: . Слайд №4

  1. Характеристика среды обитания.
  2. Приспособления к размножению на суше.
  3. Происхождение рептилий.
  4. Прогрессивные черты пресмыкающихся.
  5. Образ жизни и места обитания.
  6. Покровы рептилий.
  7. Скелет рептилий.

   Давайте дадим характеристику наземно-воздушной среде обитания. Для этого сравните водную и наземно-воздушную среду. Чем они различаются? Слайд №5 «Характеристика наземно-воздушной среды обитания»

   Для того, чтобы существовать в новой среде, у рептилий в процессе эволюции возник ряд приспособлений к сухопутному образу жизни. Какие же это приспособления? Мы выясним это на сегодняшнем уроке.

   Амфибии размножаются в воде, а рептилии на суше. Рептилии стали первыми настоящими первичноназемными позвоночными животными.

Какие изменения должны были произойти?

-Они должны были приобрести следующие признаки:

 размножение без воды, значит, зародыш должен быть защищен от высыхания и перепада температур;

-они должны свободно передвигаться по суше, значит, изменились конечности, мускулатура, скелет, кожные покровы, внутренние органы (легкие), обмен веществ.

Слайд №6 «Проблемы пресмыкающихся»

 

   Класс пресмыкающиеся или рептилии относится к группе амниот и обладает всеми характерными признаками амниот. Их зародыши защищены дополнительными специальными оболочками, позволившими им полностью разорвать связь с водной средой и развиваться на суше в условиях дефицита влаги.

Слайд №7 «Строение яйца рептилий»

   Давайте выясним происхождение рептилий, а еще познакомимся с прогрессивными чертами пресмыкающихся. Поработайте с материалом ресурса 1 и ответьте на вопросы задания 1.

 

  Рептилии произошли от древних земноводных животных. Климат на Земле становился суше и холоднее, большие участки суши поднимались. Заболоченных влажных мест становилось все меньше. Теперь животным в поисках воды приходилось преодолевать большие расстояния. Защита тела от высыхания, дыхание кислородом воздуха, передвижение по твердой сухой поверхности, размножение без воды – такие задачи нужно было решить в процессе эволюции. Возникающие мутации генотипов способствовали формированию новых признаков и свойств, постепенно сформировался новый класс позвоночных животных.

  Первыми настоящими рептилиями были котилозавры. Останки их найдены в породах, формировавшихся в позднем карбоне. Ученые предполагают, что от этой группы произошли все отряды рептилий, а позднее птицы и млекопитающие.

Прогрессивные черты пресмыкающихся.

1.внутреннее оплодотворение;

2.появление зародышевых оболочек, обеспечивших развитие на суше;

3.большой запас питательных веществ в яйцеклетке;

4.прямое развитие;

5.сухая кожа, защищающая от высыхания;

6.легочное дыхание;

7.более совершенное кровообращение, 3-х камерное сердце с неполной перегородой, способствующей частичному разделению венозной и артериальной крови;

8.прогрессивное изменение скелета; типичные наземные конечности;

9.вторичные тазовые почки, способствующие экономии воды;

развитие нервной системы, появление зачатков коры больших полушарий; как следствие формирование более сложных условных рефлексов и лучшее приспособление к условиям среды.

Расцвет рептилий пришелся на триасовый и юрский период мезозойской эры, они достигли большого разнообразия. В последствии в меловом периоде большая часть их вымерла.

 

От какой группы произошли рептилии? Слайд №8 «Происхождение рептилий»

Назовите геологическую эпоху, на которую пришелся расцвет рептилий. Слайд №9 «Расцвет рептилий»

В каком периоде вымерла большая их часть?

По поводу вымирания рептилий существует несколько гипотез, познакомьтесь с ними с выходные дни и мы обсудим их на последующих уроках.

 

Образ жизни рептилий.

Каков образ жизни этих удивительных животных? Давайте познакомимся с этим.

   Прочитайте текст «Образ жизни пресмыкающихся» (ресурс 2) и ответьте на вопросы к ресурсу.

   Рептилии – холоднокровные животные; обмен веществ идет медленно, поэтому прохладным утром ящерица греется на солнышке, поднимая температуру своего тела, прежде чем отправиться на охоту. Это приспособительное поведение, оно очень помогает им. Температура тела рептилий колеблется меньше, чем у амфибий (более интенсивный обмен веществ).

Места обитания  - районы с теплым климатом, лишь отдельные виды имеют ареалы на границе полярного круга.

   В умеренных и северных районах зиму они проводят в оцепенении в различных убежищах.

   В основном наземные животные (ящерицы, черепахи, змеи, вараны); некоторые вторично вернулись в воду (морские змеи и черепахи, крокодилы, пресноводные змеи и черепахи), но сохранили все характерные признаки рептилий.

Выполните задания к ресурсу.

Задание 1

1. Рептилии произошли:

1) от древних земноводных

2) от стегоцефалов

3) от котилозавров

Запишите нужную цифру.

2. К прогрессивным признакам пресмыкающихся относят:

1) амниотические оболочки

2) внутреннее оплодотворение

3) наружное оплодотворение

4) прямое развитие

5) непрямое развитие

6) появление неполной перегородки в желудочке сердца

7) появление трехкамерного сердца

8) появление туловищных почек

9) появление тазовых почек

10) появление зачатков новой коры головного мозга

11) появление переднего мозга

Запишите шесть нужных цифр.

3. Все рептилии относятся:

1) к холоднокровным животным

2) к теплокровным животным

3) среди них встречаются и холоднокровные, и тепло- кровные животные

Запишите нужную цифру.

4. Морские пресмыкающиеся:

1) дышат воздухом и размножаются на суше

2) дышат воздухом и размножаются в воде

3) дышат растворенным в воде кислородом и размножаются на суше

4) дышат растворенным в воде кислородом и размножаются в воде

Запишите нужную цифру.

 

Где обитают рептилии? Каков их образ жизни? (Слайд №10 «Образ жизни и места обитания рептилий»).

   Пресмыкающиеся разительно отличаются от земноводных внешне.

В чем это различие? (Ребята высказывают предположения).

   Чтобы лучше разобраться с этим, прочитайте текст «Внешнее строение и опорно-двигательная система пресмыкающихся» (Ресурс 3). Ответьте на вопросы задания 2 и запишите ответы в блокнот.

   Кожа рептилий ороговевающая, сухая, у большинства кожные железы практически отсутствуют. Кожа плотно прилегает к телу и не образует подкожных мешков. Роговой слой защищает, но препятствует росту, поэтому для них характерна линька.

Дайте характеристику покровов рептилий. (Слайд №11 «Покровы рептилий»).

Хамелеоны могут менять окрас. (Слайд №12).

   Изменение окраски связано с особенностями строения кожного покрова. В наружном волокнистом и более глубоком слое кожи находятся особые разветвлённые клетки — хроматофоры, содержащие зёрна различных пигментов чёрного, тёмно-коричневого, красноватого и жёлтого цветов. При сокращении отростков хроматофоров зёрна пигментов перераспределяются, и их наибольшая концентрация приходится на центр клеток, при этом кожа самой ящерицы приобретает беловатый или жёлтый окрас. При сосредоточивании тёмного пигмента в волокнистом слое кожи, она соответственно приобретает тёмную окраску. Сочетание пигментов обоих слоёв приводит к появлению различных цветовых оттенков. Зелёные цвета окраски появляются дополнительно в результате преломления лучей света в поверхностном слое кожи, содержащем кристаллы гуанина.

   В результате таких особенностей окраска хамелеонов может быстро изменяться от светлой — беловатой и оранжевой, через жёлтую и зелёную до пурпурной, а затем полностью чёрной или тёмно-коричневой. Данные изменения окраски могут происходить как на всём теле животного, так и на его отдельных участках, сопровождаясь появлением и исчезновением различного рода полос и пятен. Данные изменения окраски тела хамелеонов происходят под действием как внешних раздражителей — температуры, света и влажности, так и в результате голода, жажды, испуга, раздражения и т.д.[3]

 

   Давайте познакомимся с опорно-двигательным аппаратом рептилий.

  Позвоночник подвижный и состоит из 5 отделов: шейный (8 позвонков), грудной (5), поясничный (17), крестцовый (2), хвостовой (несколько десятков позвонков). Два первых шейных позвонка – атлант и эпистрофей – обеспечивают подвижность головы. Грудные и поясничные позвонки несут ребра, ребра грудных позвонков соединяются с грудиной и образуют грудную клетку. Пояса конечностей (лопатка, ключица, тазовый пояс) более развитые и мощные, чем у амфибий. В голени и предплечье по две кости.

Откройте ресурс №4 «Скелет рептилий»

(Слайд №13 «Опорно-двигательный аппарат рептилий»).

Какие изменения произошли в скелете рептилий по сравнению со скелетом земноводных?

  • Увеличение числа шейных позвонков;
  • Появление ребер и грудной клетки;
  • В предплечье и голени по две кости;
  • Череп полностью костный;
  • Пояса конечностей конечностей более крепкие.

Слайд №14 «Схема опорно-двигательного аппарата».

 

  Мускулатура сложная дифференцированная, появляются межреберные мышцы, играющие важнейшую роль в дыхании у всех амниот.

Ответьте на вопросы задания 2 и запишите ответы в блокнот.

Задание 2

1. Кожа рептилий:

1) ороговевающая, сухая, плотно прилегает к телу, с большим количеством желез

2) ороговевающая, сухая, плотно прилегает к телу, желез практически нет

3) ороговевающая, сухая, с подкожными мешками, желез практически нет

4) ороговевающая, сухая, с подкожными мешками, с большим количеством желез

Запишите нужную цифру.

2. Позвоночник рептилий состоит из:

1) трех отделов

2) четырех отделов

3) пяти отделов

4) шести отделов

Запишите нужную цифру.

3. В грудном отделе у рептилий, в отличие от земноводных, появляются:

1) грудина и ребра

2) ключица и ребра

3) позвонки и ребра

4) ребра

Запишите нужную цифру.

4. Какой отдел позвоночника у пресмыкающихся состоит из двух позвонков?

1) Шейный (атлант и эпистрофей)

2) Грудной

3) Поясничный

4) Крестцовый

5) Хвостовой

Запишите нужную цифру.

5. У каких пресмыкающихся отсутствуют зубы?

1) У крокодилов

2) У черепах

3) У ящериц

Запишите нужную цифру.

6. В отличие от земноводных в скелете пресмыкающихся есть:

1) костный череп

2) грудная клетка

3) по две кости в предплечье и голени

4) тазовый пояс

5) уростиль

6) шейные позвонки

Запишите три нужные цифры.

7. Какая мускулатура играет важную роль при дыхании?

1) Сегментированная

2) Недифференцированная

3) Межреберная

4) Грудная

Запишите нужную цифру.

 

Скелет змей претерпевает изменения в связи с ползающим образом жизни.

(Слайд №15 «Сравнение скелета ящерицы и змеи»).

У черепах появляется панцирь, однако все остальные части скелета сохраняются. (Слайд №16 «Скелет черепахи»).

  Строение скелета обуславливает особенности передвижения рептилий. (Слайд №17 «Передвижение»).

  Конечности расположены по бокам тела; некоторые также ползают, плавают.

 

Вопросы для обсуждения (Слайд №18)

1. Какие особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся позволили им разорвать связь с водной средой?

2. Почему пресмыкающихся называют настоящими первичноназемными позвоночными?

3. Что положительного и отрицательного есть в том, что пресмыкающиеся имеют роговой слой в коже?

4. Какая особенность в строении шейного отдела позвоночника обеспечивает хорошую подвижность головы ящерицы?

 

IV. Закрепление.

   Ребята, мы изучили внешнее строение, образ жизни, происхождение и скелет рептилий. Выполните задания итогового теста.

  Подведем итоги урока. Вспомним эпиграф урока. Природа открыла нам свои тайны, мы познакомились с очень интересной группой живых организмов. Кто был внимательным? Давайте еще раз перечислим прогрессивные черты организации пресмыкающихся. (Слайд №19 «Прогрессивные черты»)

   Молодцы, я с удовольствием поставлю отличные оценки.

 

V. Домашнее задание (Слайд №20):

  • §44,
  • Вопросы:
  • Какие элементы скелета у ящерицы участвуют в дыхательных движениях?
  • Подумайте и объясните, почему формирование воздухоносных путей тоже влияет на экономию воды в организме.

    Информационные источники.

  • Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д. И. Трайтак, С.В. Суматохин -5-е изд., стер. –М.: Мнемозина,2011-272с..
  • Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А. И.., Шаровой И.Х., Латюшина В.В., Шапкина В.А. Константинова В.М. и др./О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова – М.: ВАКО, 2004.-432с.
  • Хамелеоны Ссылка
  • Класс пресмыкающиеся http://hordovye.gym11.ru/razvitie.html
  • Ресурс «Живой урок»
  • Фото рептилий с сайта https://www.google.ru
  • «The modern pet» участника steffen (fRedi); andreas (andi.vs.zf) - originally posted to Flickr as the modern pet. Под лицензией CC BY 2.0 с сайта Викисклада - Ссылка