Урок по теме «Фотосинтез» 6 класс.
Е.П. Рябова, учитель биологии МАОУ «Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина» г. Тамбов
Задачи урока:
- углублять и расширять представления о питании растений;
- рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса;
- показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений;
- подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
- обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Оборудование урока: растения, выдержанное в темноте; оборудование: горячая вода, стакан, йод; таблица «Фотосинтез». Опыт, «Образование крахмала на свету», закладывается заранее.
Что должны знать и уметь ученики в конце урока?
- что представляет собой процесс фотосинтез а
- способность к фотосинтезу – это важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- в результате фотосинтеза образуются органические вещества;
- в процессе фотосинтеза в атмосферу выделяется кислород.
Ход урока.
- Изучение нового материала.
Учитель рассказывает опыт Ян Ван – Гельмонта– в горшок поместил 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов.
- За счет чего вес растения увеличился на 64 кг 950 гр питательных веществ? (учитель)
- В процессе фотосинтеза (ученики)
- Что вы знаете об этом процессе? (учитель)
Варианты ответов учеников
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование)
Хлорофилл (от греч. «хлорос» - зеленый, «филос»- лист), находится в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету и более длительная, темновая, в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется углеводы (сахара) (глюкоза)
Знания о фотосинтезе.
Дата |
Ученый |
Вклад в науку |
1600г. |
Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт |
Провел первый опыт, связанный по минеральному питанию растений |
1771г. |
Английский химик Джозеф Пристли |
Опыт с мышью: под стеклянный колпак посадил мышь, и через несколько часов она погибла. Далее под колпак поместил веточку растения, и снова пометил мышь. Спустя несколько часов животное было живо. Он сделал вывод, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам. |
1779г. |
Голландский врач Ян Ингенхауз |
Обнаружил. Что кислород выделяется только на свету, и только зелеными частями растения |
1782г. |
Швейцарский ученый Жан Сенебье |
Доказал, что органические вещества образуются из углекислого газа |
1804г. |
Французский физиолог растений Жак Буссенго |
Проводя исследования, доказал необходимость воды для процесса фотосинтеза. |
1864г. |
Немецкий ботаник Юлиус Сакс |
Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе. |
Демонстрация результатов опыта «Роль света для образования крахмала»
В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза группа учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету. Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта.
(Видео с демонстрацией опыта)
Для опыта используются растения – сингониум. Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место на двое суток. Затем растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив. Затем с растения лист, выдерживают его две, три в горячей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченный лист обрабатывают раствором йода. Фигурки останутся бесцветными, а остальная часть листа под действием йода окрасится в синий цвет.
Учитель-: Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?
Учащиеся-: Крахмал.
При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.
Учитель:- Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород?
Демонстрация результатов опыта, условия необходимые для протекания фотосинтеза. (видео)
Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налить немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимают. Банки с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет.
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
Как сказывается загрязненность воздуха пылью и газами на интенсивности процесса фотосинтеза?
2.Закрепление изученного материала.
Вопросы:
- Что такое фотосинтез?
- Что образуется в листьях при фотосинтезе?
- Какие условия необходимы для фотосинтеза?
- Какова космическая роль зеленых растений?
Домашнее задание.
- Сравнить процессы фотосинтеза и дыхания и ответить на вопросы:
В какое время суток происходит?
Какой газ поглощается?
Какой газ выделяется?
Поглощается или выделяется тепло?
В каких клетках происходит?
Увеличивается или уменьшается масса?
Образуется или разрушается органическое вещество?
- Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов?
- Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза.
- Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха.
- Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
- Зарисовать и объяснить результаты опытов Д. Пристли.
Данные задания предлагаются отдельным учащимся, в зависимости от их творческих способностей и познавательных интересов.
«Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина» г. Тамбов