Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урокa

 

Урок по теме «Фотосинтез»  6 класс.

Е.П. Рябова, учитель биологии МАОУ «Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина» г. Тамбов

 

Задачи урока:

- углублять и расширять представления о питании растений;

- рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса;

- показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений;

- подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

- обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

 Оборудование урока: растения, выдержанное в темноте; оборудование:  горячая вода, стакан, йод; таблица «Фотосинтез». Опыт, «Образование крахмала на свету», закладывается заранее.

 

 

Что должны знать и уметь ученики в конце урока?

- что представляет собой процесс фотосинтез а

- способность к фотосинтезу – это важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- в результате фотосинтеза образуются органические вещества;

- в процессе фотосинтеза в атмосферу выделяется кислород.

 

Ход урока.

 

  1. Изучение нового материала.

 

Учитель рассказывает опыт Ян Ван – Гельмонта– в горшок поместил 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов.

 -  За счет чего вес растения увеличился на 64 кг 950 гр питательных веществ? (учитель)

- В процессе фотосинтеза (ученики)

- Что вы знаете об этом процессе? (учитель)

Варианты ответов учеников

 

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование)

http://festival.1september.ru/articles/605920/img2.jpg

 

Хлорофилл  (от греч. «хлорос» - зеленый, «филос»- лист), находится в пластидах клетки  в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету и более длительная, темновая, в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется  углеводы (сахара)  (глюкоза)

Знания о фотосинтезе.

 

Дата

Ученый

Вклад в науку

1600г.

Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт

Провел первый опыт, связанный по минеральному питанию растений

1771г.

Английский химик Джозеф Пристли

 Опыт с мышью: под стеклянный колпак посадил мышь, и через несколько часов она погибла. Далее под колпак поместил веточку растения, и снова пометил мышь. Спустя несколько часов животное было живо. Он сделал вывод, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.

1779г.

Голландский врач Ян Ингенхауз

Обнаружил. Что кислород выделяется только на свету, и только зелеными частями растения

1782г.

Швейцарский ученый Жан Сенебье

Доказал, что органические вещества образуются из углекислого газа

1804г.

Французский физиолог растений Жак Буссенго

Проводя исследования, доказал необходимость воды для процесса фотосинтеза.

1864г.

Немецкий ботаник Юлиус Сакс

Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.

 

Демонстрация результатов опыта «Роль света для образования крахмала»

В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза  группа учащихся  рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету. Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта.

(Видео с демонстрацией опыта)

Для опыта используются растения – сингониум. Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место на двое суток. Затем растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив. Затем с растения лист, выдерживают его две, три в горячей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченный лист обрабатывают раствором йода. Фигурки останутся бесцветными, а остальная часть листа под действием йода окрасится в синий цвет.

Учитель-: Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

Учащиеся-: Крахмал.

При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

Учитель:- Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? 

 

 

Демонстрация результатов опыта, условия необходимые для протекания фотосинтеза. (видео)

Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налить немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимают. Банки  с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет.

 

Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

 И озоновый слой будет нас защищать.

 

Как сказывается загрязненность воздуха пылью и газами на интенсивности процесса фотосинтеза? 

 

2.Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  1. Что такое фотосинтез?
  2. Что образуется в листьях при фотосинтезе?
  3. Какие условия необходимы для фотосинтеза?
  4. Какова космическая роль зеленых растений?

Выполнить тест

Задачи по фотосинтезу 

 

Домашнее задание.

  1. Сравнить процессы фотосинтеза и дыхания  и ответить на вопросы:

 В какое время суток происходит?

Какой газ поглощается?

Какой газ выделяется?

Поглощается или выделяется тепло?

В каких клетках происходит?

Увеличивается или уменьшается масса?

Образуется или разрушается органическое вещество?

  1. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов?
  2. Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных  с осуществлением процесса фотосинтеза.
  3. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха.
  4. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
  5. Зарисовать и объяснить результаты опытов Д. Пристли.

Данные задания предлагаются отдельным учащимся, в зависимости от их творческих способностей и познавательных интересов.

 

«Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина» г. Тамбов