Меню сайта
Архив записей
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Конспект урокa
Урок по теме «Фотосинтез» 6 класс. Е.П. Рябова, учитель биологии МАОУ «Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина» г. Тамбов
Задачи урока: - углублять и расширять представления о питании растений; - рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса; - показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; - подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; - обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды. Оборудование урока: растения, выдержанное в темноте; оборудование: горячая вода, стакан, йод; таблица «Фотосинтез». Опыт, «Образование крахмала на свету», закладывается заранее.
Что должны знать и уметь ученики в конце урока? - что представляет собой процесс фотосинтез а - способность к фотосинтезу – это важнейшее свойство зеленых растений; - условия необходимые для протекания фотосинтеза; - в результате фотосинтеза образуются органические вещества; - в процессе фотосинтеза в атмосферу выделяется кислород.
Ход урока.
Учитель рассказывает опыт Ян Ван – Гельмонта– в горшок поместил 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. - За счет чего вес растения увеличился на 64 кг 950 гр питательных веществ? (учитель) - В процессе фотосинтеза (ученики) - Что вы знаете об этом процессе? (учитель) Варианты ответов учеников
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование)
Хлорофилл (от греч. «хлорос» - зеленый, «филос»- лист), находится в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету и более длительная, темновая, в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется углеводы (сахара) (глюкоза) Знания о фотосинтезе.
Демонстрация результатов опыта «Роль света для образования крахмала» В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза группа учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету. Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта. (Видео с демонстрацией опыта) Для опыта используются растения – сингониум. Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место на двое суток. Затем растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Выдерживают на свету в течении трех, четырех дней, осуществляя полив. Затем с растения лист, выдерживают его две, три в горячей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченный лист обрабатывают раствором йода. Фигурки останутся бесцветными, а остальная часть листа под действием йода окрасится в синий цвет. Учитель-: Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет? Учащиеся-: Крахмал. При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется. Учитель:- Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород?
Демонстрация результатов опыта, условия необходимые для протекания фотосинтеза. (видео) Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налить немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимают. Банки с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, - гаснет.
Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс- фотосинтез, друзья, Без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова – Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать! И озоновый слой будет нас защищать.
Как сказывается загрязненность воздуха пылью и газами на интенсивности процесса фотосинтеза?
2.Закрепление изученного материала. Вопросы:
Домашнее задание.
В какое время суток происходит? Какой газ поглощается? Какой газ выделяется? Поглощается или выделяется тепло? В каких клетках происходит? Увеличивается или уменьшается масса? Образуется или разрушается органическое вещество?
Данные задания предлагаются отдельным учащимся, в зависимости от их творческих способностей и познавательных интересов.
«Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина» г. Тамбов |